АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Российские профсоюзные новости
03.10 | 14:16

Голодовка как гарант законности?


На прошлой неделе в Ставропольском крае состоялись две голодовки. Люди протестовали против задержек зарплаты, нарушений трудового законодательства и необоснованной реорганизации дорожного хозяйства края. Голодовки прекращены, но требования не сняты. Более того, в правительстве края разгорелся скандал: счетная палата показала в отчете, что половина бюджетных денег, выделенных на строительство дорог, пошла совсем не на то.

Утром 25 сентября двое работников ГУП “Нефтекумское ДРСУ” (г. Нефтекумск), Гамзат Гамзатов и Татьяна Чернова, объявили бессрочную голодовку. Оба были председателями профкома этого предприятия, и оба были незаконно уволены. Чернову восстановил на работе суд, дело Гамзатова еще не рассматривалось. Голодающие требовали:

- Прекратить реорганизацию дорожной отрасли - как не экономически необоснованную и не имеющую плана социальной защиты работников.

- Отстранить от работы директора Нефтекумского ДРСУ Степана Абрамова, систематически нарушающего права трудящихся, не исполняющего решения суда, нарушающего права профсоюзов и преследующего работников за принадлежность к профсоюзу.

- Запретить начальнику Упрдорхоза СК (Ставропольского края), члену правительства края Василию Чиркову вмешиваться в дела профсоюза, требовать от коллективов ДРСУ выхода из профсоюза.

- Дать открытую информацию о ходе расследования по результатам проверки краевой счетной палатой Упрдорхоза СК и до окончания расследования прекратить реорганизацию дорожных предприятий.

На следующий день к голодовке присоединились еще девять дорожных работников в селе Кочубеевское. Требования их были сходны с приведенными. Кроме того, они потребовали: повышения тарифной ставки до указанного в отраслевом тарифном соглашении уровня 2750,8 руб., оплаты сверхурочных работ в соответствии с ТК РФ, доплат за условия труда, предоставления дополнительных отпусков работающим во вредных условиях, устранения нарушений охраны труда, создания безопасных условий работникам, создания условий для деятельности профорганизации и привлечения к ответственности директора своего предприятия за нарушение трудового законодательства.

Что же заставляет людей идти на крайнюю меру? На жертву собственным здоровьем? Претензии к руководству и защита собственных интересов в качестве повода к голодовке вполне объяснимы и наиболее вероятны для такой формы протеста. Но тут еще фигурируют раскрытие отчета счетной палаты и протест против реорганизации. Это уже не личные обиды - сама система управления отраслью вызывает протест.

ПОЛОЖЕНИЕ В ОТРАСЛИ

Автомобильных дорог в Ставропольском крае около 7 тыс. км. Из них 2,5 тыс. км в начале 2006 года были переданы в муниципальную собственность. Проверка, проведенная счетной палатой СК, показала, что с каждым годом состояние дорог в крае ухудшается. А их общая протяженность с 2003 года уменьшилась на 110 км. В каждом четвертом ДТП одной из причин аварии фигурируют неудовлетворительные дорожные условия.

Распоряжается всем этим добром Управление дорожного хозяйства Ставропольского края. Появилась эта структура в июне прошлого года: указом губернатора Упрдорхоз был выделен из краевого министерства промышленности, транспорта и связи.

Спустя год счетная палата провела проверку. Что же она показала? Что инвентаризации автомобильных дорог не проводилось. Что протяженность дорог завышена на 68 км, а около 7,5 млн рублей направлены на финансирование содержания дорог необоснованно. 34 млн рублей потрачено на проектно-изыскательные работы. Но из 27 принятых проектных решений фактически реконструируется только дорога от Ставрополя до аэропорта. Нет нормативно-правовых актов, согласно которым должна функционировать отрасль. В первом квартале этого года отрасль была профинансирована только наполовину. Причина - несвоевременное проведение конкурсных торгов. К слову, торги проводились еще и с нарушениями.

КОНКУРС ПО-СТАВРОПОЛЬСКИ

Как показывает проведенная счетной палатой проверка, в прошлом году конкурсные торги на выполнение работ по содержанию и ремонту дорог вообще не проводили, хотя закон обязывает.

Просто заключили дополнительные соглашения к государственным контрактам 2005 года. На работы по строительству и реконструкции дорог торги провели. Но только к ним были допущены те, кто запрашивал больше предельной цены контракта. Некоторые участники не были признаны победителями - несмотря на то, что предлагали лучшие условия.

Конкурс этого года на работы по ремонту и содержанию дорог тоже прошел с нарушениями. Краевой комитет по госзаказу выделил 784 млн рублей на 29 лотов. Упрдорхоз попросил разрешения объединить деньги в один лот, мотивировав это тем, что так будет быстрее. И заказы были размещены одним лотом. Но участники конкурса должны вносить залог в 3% стоимости заказа. Такой суммой (23,5 млн руб.) располагало лишь ГУП СК ДЭСУ-2. Соответственно, заявка была только одна. Конкурс признали несостоявшимся. А заказ разместили у того же ДЭСУ-2 - как у единственного поставщика. Все остальные организации стали субподрядчиками, за что должны были платить 1% от стоимости работ. Ситуация противоречит не только здравому смыслу, но и федеральному закону “О защите конкуренции”.

К тому же всем организациям были навязаны битум и ГСМ по завышенным ценам. На конкурсных торгах победителем была объявлена организация с наиболее дорогими материалами. ГУП СК “Ставропольавтодор”, отпускавшее эти материалы, в два раза повысило торговую наценку, предусмотренную контрактами. Бюджет потерял на этом 28 млн руб. А поскольку стоимость ГСМ и битума засчитывалась в стоимость выполненных работ, то эти 28 млн руб. недополучили как раз дорожные организации. Еще 24 млн рубей  ДЭСУ-2 перечислило в ГУП “Ставропольагроуниверсал” “на поставку битума”. Последняя же организация выдала из этих денег кредиты гражданам и юрлицам, закупила топливо и минеральные удобрения. Теперь там денег нет, как и денег у дорожных организаций края.

Всего же проверка показала бесчисленное множество финансовых нарушений: приписки, утоньшение дорог, несуществующие дороги. Завышенные цены. Декоративные “субподрядчики”, которые на самом деле занимаются розливом минеральной воды. Покупка ДЭСУ-2 четырех дорогущих легковых автомобилей-иномарок, таинственно исчезнувших с баланса предприятия. Всего выявлено “фактов нарушения финансовой дисциплины” на 346 млн руб. Грубо говоря, дорожные организации должны были работать так же, а получить денег на треть меньше. К тому же платить за выполненные работы стали с опозданием.

Работники отрасли, которым не только не подняли зарплату (ставки рабочих существенно ниже предусмотренных тарифным соглашением), но и стали ее задерживать, начали волноваться и жаловаться. В ответ их стали принуждать выйти из профсоюза. Или перейти в другой, строительный.

Подробнее об этом рассказали голодающие.

КОЧУБЕЕВСКОЕ

В ГУП “Кочубеевское ДРСУ” голодовку начали девять человек. Они собрались в актовом зале, закупили минеральную воду и решили сидеть голодными до тех пор, пока их требования не будут выполнены. В тот момент, когда я вместе с председателем Ставропольской краевой организации Общероссийского профсоюза автотранспорта и дорожного хозяйства приехала в село, вокруг голодовки уже успел разгореться скандал.

Директор предприятия Валерий Арзуманян вручил троим работникам “предложение” пройти медосвидетельствование на предмет алкогольного опьянения. Что, в общем-то, походит на попытку дискредитации акции. Разгорелся спор. Директор жаловался, что предприятие получает денег меньше, чем должно платить рабочим. Те его бедам не сочувствовали и голодовку прекращать не собирались.

Владимир Сигаев - председатель профкома Кочубеевского ДРСУ, асфальтобетонщик и бригадир. Получает в среднем 4800 руб. Возглавил первичку только с декабря 2006 года. Почему взвалил на себя эту работу? Началось все с того, что часть людей с предприятия перевели в ГУП “Кочубеевский мехкарьер”, а спустя восемь месяцев вернули обратно.

- Нарушения начались уже во время перевода, - поясняет Владимир Владимирович. - Нас всех уволили с мехкарьера в один день. А даты приема на работу у всех разные, с разбросом в десять дней. Хотя никакого перерыва в работе не было. Дальше нам предложили заключить трудовой договор с тарифной ставкой 1200 рублей (в ОТС она равна 2750,8 рубля), то есть по расценкам 2004 года. Нас это, конечно, не устроило. Для переговоров нам нужен был профсоюз. Тут мы столкнулись с тем, что в связи с переводами, переименованиями и прочими формальностями нам нужно создавать новую первичку.

Председателем на собрании выбрали меня. Во-первых, я стал инициатором. Во-вторых, по сравнению с другими у меня льготное положение - суд официально передал мне двоих несовершеннолетних детей. То есть уволить меня сложнее, чем кого-либо другого. И сразу директор стал уговаривать нас расформировать первичку. Не удалось - стали заманивать в территориальную организацию профсоюза строителей. Приезжала председатель. Сказала о нас: “Это стадо. Нечего с ним разговаривать!”...

Рассказал Сигаев и о том, что в этом году регулярно задерживали зарплату. Что не выдавали спецодежду, спецобувь. Люди месяцами работали на трассах без отражающих жилетов. В кедах, тапках, сандалиях клали 150-градусный асфальт. Не выдавали положенного молока. Битум поставляли по ценам на 40% выше рыночных. За работу в жару не доплатили, хотя должны были. Вместо приказа о начале переговоров по заключению колдоговора директор издавал уведомления. И переговоры до сих пор не начаты. Первичку обзывали “подзаборным профсоюзом”. Работники обращались с жалобами в прокуратуру, в органы соцзащиты - положение не изменилось. “Движения нет”, - горестно прокомментировал председатель профкома.

Секретарь первички, Андрей Сухомлинов, седьмой год работает электриком-аккумуляторщиком.

“Непьющий и некурящий”, - гордо подчеркивают коллеги. Получает в среднем 5500 руб. Однако и на эту зарплату сумел вырастить двух старших сыновей и учит младшего. Андрей против реорганизации:

- Реорганизация не нужна. Своя рубашка всегда ближе к телу, а мы будем ходить в пасынках у базовых организаций. В итоге это приведет к сокращениям.

О РЕОРГАНИЗАЦИИ

Реорганизация отрасли - вопрос особый. Она уже начата в соответствии с распоряжением краевого министерства имущественных отношений. Речь идет о приватизации, ликвидации, реорганизации и передаче в муниципальную собственность государственных унитарных предприятий. То есть за 2007 - 2008 годы 36 ГУПов должны объединиться: филиалы присоединят к десяти базовым предприятиям.

Дескать, это позволит сосредоточить асфальтобетонные заводы, битумные и ремонтные базы только в базовых организациях. А технику и деньги можно будет собрать в кучку и маневрировать. Отчего, мол, повысится рентабельность и улучшится экологическая обстановка. “Еще одной из причин, подвинувших нас на принятие решения об укрупнении дорожных предприятий, явились трудности в получении гарантированного государственного заказа”, - написал Чирков в сообщении для СМИ. Есть и еще причина - четырнадцать дорожных предприятий края находятся в бедственном положении, четыре - вообще на грани банкротства. Но, по словам председателя краевой организации профсоюза, раньше в крае было всего два-три убыточных предприятия. Всех подкосил прошедший год.

При создании базовых предприятий присоединяемым к ним придается статус филиалов. Филиалы останутся на своих местах, и налоги будут платить самостоятельно... просто руководство, деньги, техника и асфальт с битумом будут на базовых предприятиях.

- Ничего хорошего эта реформа не даст, - высказывает свое мнение зам главы МО “Кочубеевское” Николай Гура, - по крайней мере, в том виде, в котором она нам навязывается. Предыдущие реформы - в связи, коммуналке, энергетике - уже показали, что лучше не стало. Поэтому примерно месяц назад наш районный совет подал иск в арбитражный суд (на самом деле 35% имущества дорожных организаций по закону должно отойти муниципальным образованиям). 3 октября будет заседание. И я на сто процентов уверен, что дело будет решено в нашу пользу, следовательно, реформа остановится.

Мы сейчас кровно заинтересованы в том, чтобы кочубеевское предприятие нормально функционировало. Ведь нам отдали 138 дорог, и только это предприятие может их обслуживать и содержать. В нашем районе 1400 детей постоянно ездят в школу на транспорте, и содержать дороги в порядке нужно обязательно. А работники этого предприятия с начала года заработали 5,7 млн рублей, но пока не получили от Упрдорхоза края ни копейки! Точнее, несколько дней назад было получено чуть больше двух миллионов, но все эти деньги пойдут на подготовку к зиме, на закупку материалов.

Уезжала я из Кочубеевского почти ночью. Голодающие говорили, что собираются идти до конца и не уйдут, пока не будут выполнены их требования.

НЕФТЕКУМСК

27 сентября на въезде в Нефтекумск меня встретил монумент - Европа и Азия в обнимку. Совсем рядом располагалось Нефтекумское ДРСУ. Но я опоздала - час назад Татьяна Чернова и Гамзат Гамзатов остановили голодовку. Меня встретил Гамзат и отвез домой к Татьяне. Там я узнала, что послужило для них дополнительными поводами к голодовке, помимо уже названных.

Татьяна Чернова рассказывает, что 18 лет проработала в ДРСУ диспетчером. Много лет была председателем профкома. Была награждена грамотами губернатора края Александра Черногорова, ЦК профсоюза, администрации Нефтекумска. Была на хорошем счету. До того момента, пока в прошлом году не уволился старый директор и на его место не пришел главный инженер. Нарушений Трудового кодекса на предприятии стало еще больше. Не платят “разъездные”, “безводные”, за работу в жару. А потом руководству стали “мешать” некоторые люди. Помешала и Татьяна. Сначала ее обвинили в том, что по ее вине пропал журнал, где регистрировались поездки работников.

На самом деле журнал не хранился в сейфе, доступ к нему имел практически любой работник, говорит Татьяна. Потом она организовала профсоюзное собрание. Собрание заняло всего полчаса, и все его участники выполнили норму объема работ, но со всех них сняли трехчасовую оплату. Татьяне сделали выговор за “несанкционированное” и “не согласованное с начальством” собрание. И уволили, несмотря на то, что она председатель профкома, без согласования с крайкомом. Татьяна обратилась в суд, который восстановил ее на рабочем месте.

Пока ее не было, коллектив выбрал нового председателя профкома - Гамзата Гамзатова, дорожного мастера с высшим образованием, имеющего на иждивении трех малолеток. Руководство стало оказывать давление на работников и заставлять их выходить из профсоюза, рассказывает Гамзат. Новому председателю доверяли - это видно по заявлениям, которые написали ему работники: кому-то директор не выдал полагающегося оборудования из-за того, что человек еще состоит в профсоюзе, кому-то угрожал увольнением. Тем временем на предприятии стали задерживать зарплату. От дизельного топлива, приходившего централизованно и стоившего 24 руб. за литр (на соседней заправке - 15 рублей, поясняет Гамзат), ломалась техника - топливо было разведено водой. Стали говорить о сокращениях “в связи с реорганизацией”. Противостояние обострилось.

Раз директор не идет навстречу, Гамзат договорился с работниками, и они стали работать строго по 8 часов. Чтобы уговорить людей работать по выходным и в праздники, директору пришлось каждый раз обращаться к председателю профкома за подписью. В итоге Гамзатов получил уведомление об увольнении по сокращению (а он - единственный мастер с высшим образованием на предприятии). В тот раз уволить не удалось - нашлись вакантные должности. Но вскоре пришло еще одно уведомление. И в начале сентября Гамзатов был уволен. Тоже без согласования с крайкомом. По договоренности с коллективом остался освобожденным председателем профкома. Отнес документы в арбитражный суд. Всего же с предприятия за последний год были уволены, в том числе по сокращению, восемнадцать человек.

Рассказ продолжает Татьяна. Восстановленная на своем рабочем месте судом, она решила выйти на работу. Не пустили. Сказали, что ее должность сокращена. Не пустили и на второй день. И она решили организовать голодовку. Гамзатов ее поддержал. Голодать с ними не решился никто, но пятнадцать человек подписались под тем, что поддерживают их.

За время голодовки многие пытались надавить на них. И директор ДРСУ, и представитель Упрдорхоза, с двух ночи до десяти утра уговаривавший их бросить эту затею и предлагавший “сгонять за кефирчиком”. Приезжали из ОБЭП, ФСБ... Но не было слышно ничего в средствах массовой информации... Людей, которые хотели пройти к ним, поддержать, не пускали. Мужу Татьяны звонили из “скорой” и говорили, что она умрет от голодовки - здоровье не выдержит. Хорошим словом голодавшие вспоминают разве что милиционеров, которые их охраняли и по-человечески сочувствовали. Мои собеседники говорят, что самым страшным было ощущение заброшенности. Что никто не обратит внимания на их протест. В итоге голодовка была прекращена. Гамзатову директор пообещал восстановить на работе без суда, Татьяне - выплатить денег “по сокращению”... Остановить реорганизацию не обещал никто. Да и не мог.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

Телеграммы крайкома профсоюза с требованиями голодающих и просьбой повлиять на ситуацию направлены в адрес Путина и Зубкова. Утром 27 сентября материалы, представленные крайкомом, оказались в правительстве Ставрополья. Разразился скандал. Вечером того же дня решено было приостановить голодовку в Кочубеевском. Но от требований своих протестующие не отказались.

Требования их, вопреки всяким страхам, не остались незамеченными. И внимание они смогли привлечь. Эти люди не побоялись выступить против администрации и остаться одинокими в борьбе.

Не побоялись, потому что увидели, что обращения в госинспекцию труда, прокурату, суд не приносят результата. И голодающие решили, по большому счету, все эти организации заменить. Получилось.

Отсутствие полномочий компенсировал социальный протест. Но нормально ли рисковать здоровьем для того, чтобы остановить разворовывание бюджетных денег и развал промышленности, чтобы просто-напросто соблюдался закон? Нет, не нормально. Законность в государстве должна быть гарантирована совсем другими вещами. И совсем другими людьми.



|
Источник: Солидарность
к началу новости российские новости версия для печати
добавить новость коллективные действия архив
Российские профсоюзные новости
04.10 | 09:28 К 2015 году большинство регионов России столкнутся с острой проблемой незаполненных вакансий.
03.10 | 18:24 Суд Ивановской области дисквалифицировал гендиректора хлебозавода
03.10 | 17:26 Латентная война: три поля битвы между работодателем и работником
03.10 | 15:52 Профком Балтийского технического университета в Санкт-Петербурге: растрата средств - уже шестое нарушение ректора.
03.10 | 14:53 В «Ноябрьскнефтегазе» число травм снизилось в 2 раза.
03.10 | 14:16 В Ставропольском крае состоялись две голодовки.
03.10 | 13:51 Законодатели пытаются улучшить условия труда шахтеров.
03.10 | 13:17 Ульяновские учителя горячо поддержали своих самарских коллег, уволенных по политическим мотивам.
03.10 | 13:05 На строительстве челябинского метро предотвращена массовая забастовка.
03.10 | 12:44 Правительство РФ утвердило новую систему оплаты труда бюджетников
03.10 | 11:01 Решается вопрос о прекращении «итальянской» забастовки рабочих Качканарского ГОКа.
наверх российские новости лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: