АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Российские профсоюзные новости
12.09 | 13:17

Конференция на “АВТОВАЗе”: чего ждать работникам?


Низкая зарплата, плохие условия труда в отдельных производствах, большая текучесть кадров и бесконтрольное повышение цен в городе - вот основные проблемы, о которых 8 сентября говорили делегаты конференции трудового коллектива ОАО “АВТОВАЗ”.

И постановили: колдоговор выполняется, работу по увеличению роста зарплаты работников надо продолжать, предложения, поступившие от коллективов, рассмотреть и принять соответствующие решения. Узнать о которых, правда, можно будет только в конце октября. Корреспондент “Солидарности” стала гостем автовазовской конференции, в которой участвовали почти 900 делегатов от трудового коллектива, а также руководители завода.

СОБЫТИЯ АВГУСТОВСКИЕ... И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

В начале августа часть работников первой смены СКП (сборочно-кузовного производства) уже пыталась поговорить с руководством обо всех этих проблемах. Основная проблема - низкая зарплата рабочих конвейера. Тогда люди просто прекратили работу и высыпали под заводские стены на забастовку (“Солидарность” № 28, “Забастовка на “АВТОВАЗе” - мифы и реальность”). Руководство предприятия требования работников проигнорировало, а забастовщикам было обещано... подсчитать убытки и наказать виновных.

Сама акция была признана незаконной. Профсоюзные организации “АВТОВАЗа” - АСМ (Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ) и “Единство” - от ответственности за проведенную акцию отказались. Тарифные ставки рабочих завода в 2007 году увеличилась лишь на 9,8% - согласно договоренности, достигнутой профкомом АСМ с руководством предприятия.

Участников несанкционированной акции действительно наказали, некоторых даже уволили. По информации, предоставленной “Солидарности” предпрофкома АСМ Николаем Карагиным, коллеги из “Единства” подали заявку о проведении 19 сентября митинга на 5 тысяч участников. И пока активисты одной профорганизации готовятся выразить протест на площади перед заводоуправлением, избранные делегаты от трудового коллектива (члены АСМ, “Единства” и просто работники предприятия) попытались донести до руководства проблемы работников на конференции по исполнению колдоговора.

ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Сразу скажу, что конференция прошла в рабочем режиме, без эксцессов. Участвовали 896 делегатов из 985 выбранных. Всем желающим выступить дали такую возможность. В прениях участвовали 18 делегатов. Среди приглашенных были и.о. первого вице-мэра Тольятти, депутаты городской, губернской и Государственной дум.

Сначала за первое полугодие 2007 года отчиталась сторона работодателя, а именно, директор по персоналу Александр Сарычев. Обозначу основные моменты доклада. В отношении общих обязательств сторон колдоговора: произведено продукции на сумму 70 759,6 млн руб. и выпущено 349 466 автомобилей. Нарушителей трудовой дисциплины стало на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а всего нарушений было 2228. Некоторые из них были уволены, но таких немного (19%). Более 26 тысяч  работников прошли курсы повышения квалификации, и тысяча студентов побывала на производственной практике.

Теперь о тарифном соглашении на предприятии. Александр Петрович подчеркнул, что “зарплата каждого работника определялась сложностью выполняемой работы и условиями труда, личным вкладом работника и максимальным размером не ограничивалась”. И вообще все по закону - тарифная часть начислялась согласно разряду работника, руководителям и специалистам - в соответствии с должностью и квалификацией. Работникам доплачивали за работу в вечернюю смену 20% от оклада, 40% - за работу ночью.

Есть и доплаты, например, за профмастерство, условия труда, напряженность норм, сверхурочные и праздничные дни. Более того, тарифные ставки работников дважды увеличивались в соответствии с инфляцией. (Как мы уже писали, в общем - на 9,8%. - Н.К.) А теперь главное - средняя зарплата одного работника из числа промышленно-производственного персонала за июнь 2007 составила 14 658 руб.

Важный момент - забота об охране труда и здоровья работников. Директор по персоналу сообщил, что все работы ведутся в соответствии с требованиями охраны труда. Работники в полном объеме обеспечены спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты, за качеством которых ведется постоянный контроль. Сарычев отчитался о выплатах различным категориям работников и пенсионерам, о том, как завод решает жилищные проблемы работников, об организации проезда и питания. Работа ведется, деньги выплачиваются, проблемы постепенно решаются.

Председатель профкома АСМ Николай Карагин уточнил, что взаимные обязательства по выпуску автомобилей в первом полугодии выполнены на 95,3%. Подтвердил приведенные стороной работодателя данные по выполнению всех позиций колдоговора, в том числе в отношении средней зарплаты на предприятии. Подчеркнул, что в 2007 году средняя зарплата стала на 3,5% больше, чем была в тот же период прошлого года. (То есть получается, что тарифная ставка увеличилась за год на 9,8%, а средняя зарплата - только на 3,5%).

Говоря об организации охраны труда на заводе, Николай Михайлович рассказал, что за прошедшие полгода произошло 150 несчастных случаев, и проанализировал их причины. В частности, 23% несчастных случаев произошло из за неудовлетворительной организации производства работ, 14% - из-за неудовлетворительного содержания и организации рабочих мест, 29% - по вине самих работников, нарушивших трудовой распорядок и трудовую дисциплину.

В общем, по мнению и стороны работодателя, и профкома АСМ, коллективный договор на предприятии выполняется.

ПРО ЗАРПЛАТУ И КАДРЫ

Действительно, колдоговор “АВТОВАЗа” по количеству льгот и гарантий для работников - один из лучших в отрасли. Его преимущества признают сами работники. Об этом говорили в мою предыдущую командировку в Тольятти и участники августовской забастовки. Но это не значит, что с выполнением сторонами своих обязательств решаются все проблемы. Такой вывод можно сделать из выступлений делегатов в прениях.

Основных проблем у коллектива завода - четыре. Но не буду пересказывать выступления делегатов, а предоставлю слово им самим. Скажу только, что люди говорили не только о проблемах, но и предлагали, как их решать. И в большинстве случаев прозвучавшие предложения в согласительную комиссию по разработке колдоговора на 2008 год были уже приняты на конференциях подразделений производств. Первым выступающим стал Геннадий Князькин, заместитель председателя профкома СКП. Он начал именно с предложений.

- Необходимо установить минимальную планку оплаты труда не ниже полуторного прожиточного минимума (во втором квартале 2007 года для трудоспособного населения ПМ составил 4520 рублей), - сказал Князькин. - Кроме того, должны сохраняться межразрядные коэффициенты, с ежеквартальной корректировкой. Далее, 1 января каждого года повышаются тарифы на коммунальные услуги и цены в целом, а компенсацию в виде индексации работник получает только в мае. Это несправедливо, и проблема требует решения.

Для этого необходим ресурс не только завода, но и усилия трехсторонних комиссий разных уровней, законодательных и исполнительных властей - по сдерживанию роста цен на коммунальные платежи и другие товары и услуги первой необходимости. Иначе смысл повышения зарплаты на заводе сведется к следующему: один рубль дали - два рубля взяли. Поэтому, с одной стороны, необходимо решение в части повышения уровня зарплаты на предприятии, а с другой - введение жесткой ценовой политики.

Кроме того, возникает другая проблема - высокая текучесть кадров, - продолжил Князькин. - Ведь низкая зарплата - основная причина увольнений. В связи с постоянным дефицитом работников производство вынуждено привлекать на основные рабочие места учащихся учебных заведений и специалистов, которые отнюдь не лишние и на своих рабочих местах. Сегодня в цехах главного конвейера привлеченные работники составляют до 10% от списочной численности. В условиях дефицита основного персонала это также отрицательно сказывается на качестве продукции, да и на морально-психологическом климате в коллективах. И как результат - ноль премии в расчетных листах части бригад главного конвейера.

Председатель цехового комитета цеха 36-1 механосборочного производства Валентина Кирносова подчеркнула, что состоявшееся на заводе повышение тарифов на 9,8% и отмена понижающего коэффициента при индексации зарплаты не решили проблем работников.

- Эти положительные моменты не повышают уровень покупательской способности нашей зарплаты, - заявила Кирносова. - А ведь он снизился еще и из-за сокращения сверхурочных работ и работы в выходные дни. Средняя зарплата на “АВТОВАЗе”, как говорят, - по отрасли самая высокая. Но ее получают не все работники. Работники массовых 3 и 4 разрядов имеют невысокую зарплату. К категории низкооплачиваемых относится и молодежь. И как результат - текучесть кадров. Такой текучести кадров на заводе не было никогда. И основная причина - низкий уровень заработной платы.

Поэтому предлагаю согласительной комиссии продолжить работу по совершенствованию материального стимулирования работников. Необходимо рассмотреть вопросы повышения зарплаты низкооплачиваемой категории работников 2, 3 и 4 разрядов и материальной заинтересованности работников за качество выпускаемой продукции. В связи с ежегодным ростом цен на энергоносители и услуги ЖКХ - производить упреждающее повышение тарифных ставок и окладов в начале года. А также продумать дополнительное материальное стимулирование молодых работников.

Наиболее ярко о проблемах работников завода говорила в своем выступлении инженер ОАиПРО МтП Алла Дудина.

- От отчета работодателя о выполнении колдоговора за первый квартал 2007 года создается впечатление, что ситуация на заводе стабильная, - сказала она. - По продажам бьем все рекорды. Экспорт растет. Новые проекты нравятся специалистам. И это радует работников “АВТОВАЗа”. Но сразу же возникает вопрос: если у нас все так хорошо, почему мы так плохо живем? И еще много вопросов возникает у наших работников каждый раз, когда они видят зарплату в расчетных листах. Многие руководители говорят нам, что мы счастливые люди: у нас есть колдоговор, есть, что обсуждать.

А еще в “Волжском автостроителе” от 6 сентября 2007 года прописана ключевая фраза: “Колдоговор - это постоянное движение вперед”. Так должно быть. Только о каком движении вперед рассказывают нам наши руководители? Да, есть колдоговор, есть какие-то соцльготы. Но ведь никто из нас не будет утверждать, что уровень жизни наших работников за последние годы вырос. А вот это и плохо. Нет движения вперед.

Почти 50% наших работников думают о хлебе насущном, - продолжила Дудина. Ни на отдых, ни на самосовершенствование просто не хватает денег. А если нет жилья, то это вообще беда. Средняя зарплата - 14 658 рублей - ни о чем не говорит. У нас в отделе большая часть работников получает зарплату гораздо меньше. В мае 2007 года я провела анкетирование среди работников нашего подразделения: 90% опрошенных не устраивает зарплата. И 91% опрашиваемых утверждают, что их жизненный уровень за последние два года упал. В настоящий период в коллективах сложная, напряженная обстановка. От нас уходят толковые, обученные, энергичные кадры. Основной аргумент - зарплата. Очень жаль. Приведу данные по нашему производству. За 2006 год от нас ушли 562 человека. А за 8 месяцев 2007 года - уже 660 человек.

Вот такая ситуация. На конференции выступали работники различных подразделений, различной квалификации. С некоторой разницей в предложениях по решению проблем, все в общем-то были единодушны: зарплата низкая, цены бесконтрольно растут, кадры уходят. Исключение составил только один делегат из дирекции по логистике. Видимо, в этом подразделении все хорошо. В отношении повышения зарплаты было несколько предложений. Ирина Яненко, оператор Шасси-4 МСП предложила просто разово увеличить зарплату каждому работнику - на 3000 руб., а не в процентах.

(Правда, коллеги в зале неодобрительным рокотом выразили общее мнение: три тысячи - это мало...).

Еще один делегат предложил увеличить тарифные ставки на 80%. Правда, впоследствии один из представителей руководства честно заявил людям, что 80% - это невозможно, но вопрос будет рассмотрен.

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ И ПРОЧИЕ НАРУШЕНИЯ

Как оказалось, наболевшим для работников вопросом стали и условия труда на предприятии, обеспечение спецодеждой и пр. И это при вроде бы добросовестном выполнении работодателем положений колдоговора по трудоохранным мероприятиям. Конечно, в каждом подразделении есть свои, частные проблемы, но общие таковы: нарушение температурного режима (то есть зимой в цехах холодно, летом жарко), плохая вентиляция, некачественная спецодежда, неотремонтированные помещения. Вот что по этому поводу рассказала Валентина Кирносова:

- Много нареканий поступает от работников на температурный режим. Нормальный режим не выдерживается ни зимой, ни летом, причем ни в одном из корпусов производства, ни в гардеробных помещениях. Существующая вентиляция не справляется. Средства вкладываются, и немалые. Но ожидаемого результата не получаем. Необходимо заменить уже устаревшую систему кондиционирования. Еще один вопрос, касающийся условий труда, - это средства индивидуальной защиты. Наконец-то работа в этом направлении сдвинулась с места. Очень хочется надеяться, что наши пожелания будут учтены при заключении договоров: это и качество материала, и сезонность, и сроки носки.

- Говоря о выполнении колдоговора за первое полугодие 2007 года, нельзя не остановиться на основном разделе “Охрана труда и техника безопасности”, - говорит о том же Алла Дудина. - Пункт 1.2 гласит: “Осуществлять финансирование мероприятий по охране труда в соответствии с ТК РФ”. Хочу доложить, что на сегодня не выполнено ни одно мероприятие из п. 5.1. Причина - нет финансирования. Но обещают. Каким образом до конца 2007 года можно выполнить все запланированные работы, и откуда появятся деньги, если их нет сейчас?

Остановлюсь на состоянии вентиляции в корпусах металлургического производства. Мягко говоря, это форменное безобразие. Большинство венсистем за 40 лет пришло в негодность. Необходимы замена, ремонт. Все эти вопросы ставятся на совещаниях. Но ответ один: нет денег. Наверное, финансирование найдется тогда, когда произойдет несчастный случай. Не работает мокрая очистка в чугунно-литейном корпусе. Почему? Ответ все тот же? Далее - температурный режим. В августе температура в цехах и некоторых офисных помещениях достигала 34 - 38 градусов. Подводя итог, хочу еще раз вернуться к предложению: уважаемые работодатели, не можете обеспечить нормальные условия труда - платите за работу в экстремальных условиях.

Но более всего меня поразила ситуация в цехе окраски автомобилей, о которой рассказала Нина Казакова, председатель цехового комитета цеха 44-1 СКП:

- Качество окрашенного кузова зависит от материала, температурного режима, освещения, от того, как обеспечен работник и в каком состоянии он работает. Температурный режим - это что-то ужасное. Кто-то когда-то допустил ошибку инженерного характера, расположив линию между газовыми генераторами. Сейчас, конечно, много сделано: заменен один кондиционер, один отремонтирован. Был приказ по освещению - оно недостаточно, но приказ до сих пор толком не выполнен, и все из-за отсутствия финансирования. Оборудование старое, реконструкция цеха давно не проводилась.

Засорен коллектор. Наш цех пропитан ароматическими углеводородами. Много взрывоопасных материалов. Кто заключил договоры на поставку спецодежды с синтетической ниткой? Дали белые перчатки, мы их называем “свадебные”... Если руководство не может обеспечить нормальные условия труда, то почему с работника, допустившего брак, снимается практически полпремии?

О РЕЗУЛЬТАТАХ

Послушали представители работодателя трудовой коллектив и пообещали постепенно проблемы решить. Об этом мне рассказал предпрофкома Николай Карагин после конференции. Кроме того, я поинтересовалась судьбой участников августовской забастовки и участием в конференции активистов профсоюза “Единство”. Вот какое получилось интервью.

- После конференции вы общались с представителями работодателя. Есть какие-то наметки по решению проблем?

- Да, конечно. Во-первых, подготовлено мероприятие на три года вперед по устранению всех проблем по условиям труда и приказ для утверждения президентом группы “АВТОВАЗ”. В том числе по температурному режиму. Приказ будет утвержден в ближайшее время. Уверен, что он будет реализован. Конечно, вопрос сложный, требует много средств. Но за три года, думаю, мы значительно улучшим условия труда. В этом году мы предложили выплачивать людям компенсацию, пока температурный режим не приведен в норму. Первое предложение, которое прозвучало на согласительной комиссии 4 сентября: 4% от тарифа. Но надо подумать и, может, для всех, кто работает в таких условиях, сделать равную компенсацию. К концу сентября такой документ будет подготовлен, утвержден и будет реализовываться.

- Делегаты говорили о частных производственных проблемах. Как будут решены они?

- На сегодня выделяются средства каждому производству на решение их внутренних проблем. Будет создана общезаводская комиссия, в состав которой войдут представители профсоюза. Комиссия будет оценивать, какая должна быть сделана работа в том или ином месте, и потом оценивать ее качество.

Кроме того, мы договорились, что уровень зарплаты надо обязательно повышать. Думаю, что в ближайшее время уже по итогам третьего квартала решение будет найдено. Один делегат сказал в выступлении, что если мы в процентном соотношении повышаем тарифные ставки и оклады, то скажем, 1 разряд получает 50 рублей, а 8 разряд - 500 рублей. Это существенное замечание. Может быть, разработаем схему одинакового для всех повышения. Какая это будет сумма, сейчас сказать сложно. Но думаю, что это будет не обидная сумма для работников. Все решится в конце октября.

Каждое выступление фиксируется, каждая записка, которая поступила от делегатов, тоже. Ни один вопрос не упускается из виду. Потом рассматриваем все предложения на заседании согласительной комиссии. Обычно на рассмотрение этих вопросов уходит один-два месяца.

- Действительно существует проблема контроля над ростом цен...

- Конечно, на уровне города влиять на цены очень сложно. Главное, чтобы государство влияло на цены естественных монополий. В том числе надо, чтобы государство влияло на цены на зерно, потому что хлеб дорожает. Мы, скорее всего, подготовим обращение или к президенту РФ, или к правительству РФ, а также в ФНПР - с тем чтобы хотя бы над этими естественными монополиями взяло контроль государство.

- На конференции присутствовали представители профсоюза “Единство”? Ведь они такие же члены коллектива завода?

- Участие в цеховых конференциях не регламентированное, то есть участвуют, как правило, все желающие. На уровне производства уже участвуют официальные делегаты от цехов. Я знаю, что на цеховом уровне принимали участие в работе конференции около 200 рядовых членов профсоюза “Единство”. На конференциях в производствах - тоже не меньше, человек 150. На общезаводскую конференцию было избрано пять делегатов от “Единства”. Они все присутствовали.

Что касается руководителей профсоюза “Единство”, для них препятствий для участия совершенно никаких нет. Если он хочет, он просит дать ему пригласительный. Если он избран делегатом, то приходит на конференцию и участвует в ней. Но уже на протяжении пяти-шести конференций (это за два-три года) руководство “Единства” не участвует в конференции. Может, считают это для себя не нужным. Думаю, что это просто пренебрежительное отношение к людям, в том числе к своим членам профсоюза. Пусть их немного, 700 - 750 человек, но они все-таки есть. И уж руководитель “Единства” должен быть на конференции обязательно. По моим данным, Золотарева сегодня нет в Тольятти.

Получается так: спровоцировал людей на действия, которые повлекли за собой наказания, а сам уехал.

- Кстати, расскажите о последствиях августовских событий.

- Уволено всего два человека. Причем эти люди имели определенные нарушения и раньше. Например, слесарь цеха 45-2 Алексей Виноградов, член нашего профсоюза, дважды нарушал трудовую дисциплину, прогуливал. Кроме того, есть подозрение, что эти работники активно провоцировали других к нарушению Трудового кодекса, правил внутреннего трудового распорядка. В забастовке участвовали 343 работника СКП. Двоих уволили, а остальные были наказаны за нарушение трудовой дисциплины, то есть за отказ от работы. Кому-то замечание объявили, кому-то построже наказание, в том числе было снижение премии.

Но это не понижение в разряде. В этом процессе мы отслеживаем соблюдение Трудового кодекса, он не нарушен. Понятно, что любой работодатель имеет право наказать того или иного работника, если тот не исполняет поручения или нарушает трудовую дисциплину. И не всегда требуется согласие профсоюза. Мы сейчас ведем переговоры, чтобы людей не лишили 13-й зарплаты. Потому что мы понимаем, что их ввели в заблуждение, они поддались уговорам и поэтому напрямую сами не виноваты.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Конференция состоялась. Она прошла действительно очень демократично, о проблемах, которых на предприятии оказалось множество, говорили открыто. Вроде бы и результат есть, только уж очень расплывчатый. Вот, например, проблему с температурным режимом будут решать в течение трех лет...

И все это время человек, работая летом при 38-градусной жаре, будет получать компенсацию в 4% от тарифа (по крайней мере таково было первое предложение, прозвучавшее на согласительной комиссии). Не вдаваясь в подробности, вроде бы все нормально, есть компенсация, но если в денежном выражении, то получается совсем незначительная сумма. И на сколько увеличится зарплата - тоже неясно. Но в конце октября... Что ж, будем надеяться, что в конце октября людям действительно повысят зарплату. И на реальную сумму, чтобы можно было жить без оглядки на рост тарифов естественных монополий. Потому что ожидать, когда эти процессы попадут под контроль, можно долго.

И еще одно... К профсоюзу “Единство” я отношусь, в общем-то, абсолютно лояльно. Но позиция его руководства, честно говоря, мне не совсем понятна. Потому что если человек действительно заинтересован в решении проблем работников, он все-таки присутствует на конференции, где обсуждается коллективный договор предприятия.

Наверное, пока все. Будем ждать.



|
Источник: Солидарность
к началу новости российские новости версия для печати
добавить новость охрана труда архив

материалы по теме

С условием
АвтоВАЗ на грани забастовки
Российские профсоюзные новости
13.09 | 13:14 Размер пенсии в 2007 году увеличится в среднем более чем на 15%.
13.09 | 12:46 Городская администрация Магнитогроска оклеветала ветеранов и пенсионеров ММК.
13.09 | 10:42 Рабочие Качканарского горно-обогатительного комбината провели митинг с требованием повышения зарплаты.
13.09 | 09:18 МРОТ в Иркутской области в 2008 году может составить 70% от прожиточного минимума.
13.09 | 08:24 Хочешь решить проблемы на работе – отправь СМС
12.09 | 13:17 Конференция на “АВТОВАЗе”: чего ждать работникам?
12.09 | 12:15 Работники ОАО «Тольяттиазот» провели широкомасштабную акцию протеста.
12.09 | 11:02 Руководители четырёх тюменских предприятий дисквалифицированы за невыплату зарплаты
12.09 | 10:54 Конфликт вокруг профсоюзного имущества в Бурятии продолжается.
12.09 | 09:51 Сумма задолженности по заработной плате в Пермском крае составляет 70,4 млн рублей
12.09 | 09:26 Прокуратура Марий Эл предъявила обвинение по факту гибели человека на лесотранспортере.
наверх российские новости лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: