Союз моряков Литвы направил в парламентскую комиссию по морским делам и рыбному хозяйству предложение о поправках к Закону о подоходном налоге с населения, касающихся налогообложения моряков. Оно сводится к одному: вернуть действовавший в 2004-2008 гг. закон, по которому от налога освобождались доходы моряков, полученные во время рейса, вне зависимости от страны регистрации судна.
Напомним, что после того, как президент Литвы Даля Грибаускайте в начале октября наложила вето на принятый Сеймом законопроект, по которому от подоходного налога освобождались все моряки, находившиеся в море свыше 183 суток в календарном году, упомянутой комиссии было поручено до 10 декабря подготовить новые поправки к ст.17 налогового закона.
«Почему глава государства вернула законопроект на доработку? Как утверждает президент в пояснительном письме, принятые Сеймом поправки о льготах морякам с условием их пребывания в море не менее 183 суток в году дискриминировали бы часть моряков – рыбаков, выпускников морских учебных заведений и др., которые по объективным причинам не могли находиться в рейсах свыше полугода. И это ее главная претензия. Но ныне действующий закон, по которому налоговые льготы предоставляются только малой части моряков, работающих на судах регистров стран Европейского экономического сообщества, дискриминируют моряков еще больше. Поэтому морской профсоюз и предложил вернуть старый закон», - прокомментировал председатель Союза моряков Литвы Пятрас Бекежа.
Если Сейму и президенту все же удастся исправить ошибку «ночного правительства» и они вернут налоговые льготы всем морякам, вне зависимости от регистра их судов, то ее последствия морякам придется расхлебывать еще пять лет. По закону об администрировании налогов таков срок давности по истребованию налогов. Между тем первый год существования нового, принятого в декабре 2008 г. Закона о налогообложении доходов моряков выявил, что налоговики сами еще нередко «плавают» в его применении. Об этом свидетельствуют многочисленные звонки в редакцию «Литовского курьера».
«Я работаю в немецкой компании, судно числится в германском морском судовом регистре. Вернувшись из рейса, отправился в налоговую вместе со всеми документами, подтверждающими этот факт. Но инспектор решила проверить, на самом ли деле я освобождаюсь от уплаты подоходного налога. Как, думаете, она это сделала? Набрала название моего судна ... в поисковой системе Google. А там указано, что флаг судна не германский, а удобный. Ну и что, при чем здесь флаг? Судно работает в бербоут-чартере, но регистр-то остался германский. Напрасно я пытался ей втолковать, что проверять регистрацию судна надо в морской информационной системе Eguasis, что и на семинаре налоговики говорили не про флаг, а про судовой регистр. Будете платить, говорит. И что теперь, судиться с ними?», - недоумевает моряк Олег Х.
Комсоставу со справками попроще, а как рядовому моряку получить в судоходной компании справку о регистрации судна? Иной матрос и капитана-то не осмеливается утруждать своими просьбами, не то что компанию. Есть мореходная книжка, есть контракт – смотрите. Не умеют, не понимают. И, кстати, на упомянутых Олегом Х. семинарах, которые специально для моряков организовала Клайпедская окружная налоговая инспекция, особо подчеркивалось, что принадлежность судна к тому или иному государству определяется не по его флагу, а по морскому судовому регистру. Моряки это накрепко усвоили, но почему путаются сами инспекторы?
Старший механик Игорь К., тоже работающий на немецком судне первого регистра и каждый год исправно декларировавший доходы, рассказал, сколько мытарств он испытал на этот раз.
«Декларацию подал в марте. Предоставил все данные об уплате налогов в Германии. Но инспектор потребовала справку из Больничной кассы о медицинском страховании – якобы я в Германии не застрахован. Пошел в кассу, взял справку, принес в налоговую. Возвращаюсь недавно из рейса – звонок из налоговой: явитесь немедленно (а если бы я был в море?). Явился. Опять требуют справку о медицинском страховании. А ту потеряли, что ли? Но пошел в кассу. Возвращаюсь – оказалось, справка уже не нужна, ей в кассе подтвердили по телефону, что медстраховка у меня есть. Но инспектор не унимается. Несмотря на все справки из Германии об уплате налогов, требует справку о регистрации судна. Показываю ей немецкую мореходную книжку, но ее внимание привлекает только отметка о моем списании с судна в китайском порту. А, воодушевилась инспектор, так судно-то все-таки китайское?! Ну неужели нельзя выделить на обслуживание моряков компетентного специалиста, чтобы нам не мотали в налоговой нервы, и без того издерганные в тяжелом рейсе?», - пытается сохранять спокойствие стармех.
Один моряк, по его словам, столкнулся с вовсе необъяснимым случаем: ему было велено заплатить подоходный налог, а его коллеге, работавшему на том же судне и в то же время, но попавшему к другому инспектору, платить налог оказалось не нужно. Кто из инспекторов лучше разбирается в налоговом законодательстве, поди пойми.
Признаем, что декларирование доходов еще не получило массового распространения среди моряков. И выходит, страдают от волокиты и безграмотности налоговиков только самые законопослушные. Остается надеяться, что руководители налогового ведомства после прочтения этой статьи сделают должные выводы и избавят моряков от лишних мытарств. Это ведь только на Руси когда-то сборщиков налогов называли мытарями, а мы-то живем в цивилизованной стране Евросоюза. Автор: Листопад Елена
|