АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Авторские колонки
02.10

Слияние чистого разума: к чему приведет закрытие школ для одаренных детей

Фото: Н. Демина

Член Совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий поделился мнением о том, почему образование – не товар, а социальное благо и почему для того, чтобы не уничтожить целый сегмент городского образования, необходимо придерживаться представлений о равенстве.

Наверное, если бы 19 сентября наши ученики не написали открытое письмо президенту РФ и высшим чиновникам, мы бы так и продолжали кулуарно решать проблему школы, не пытаясь выйти в публичное информационное пространство.

В конце августа мы узнали, что в школе «Интеллектуал» сократили финансирование в 5 раз и что нам советуют объединиться с какой-нибудь школой, получающей большее финансирование, чем мы. Тогда мы начали самостоятельный поиск средств и пытались добиться дополнительного финансирования. Потом наши дети написали письмо. С тех пор события развивались стремительно.

23 сентября было объявлено предварительное голосование об отношении к слиянию школы, в котором приняли участие около 400 человек. Причем разрешено было голосовать детям младших классов и выпускникам. То есть никакой юридической силы оно не имело. В итоге только 70 человек высказалось за объединение.

24 сентября директор школы Юрий Тихорский передал в западное управление образования письмо, в котором он просит начать процесс реорганизации школы «Интеллектуал» и объединения ее со школой №1588. Правда, там есть один абзац о том, что родительская и педагогическая общественность согласны с этим, а это не соответствует действительности. В тот же день собрался Управляющий совет школы, который решил опротестовать письмо директора и рассматривать разные варианты реорганизации, не торопясь, последовательно.

25 сентября глава московского Департамента образования Исаак Калина подписал указ о том, что начинается процесс по реорганизации и объединению школ.

26 сентября мы с коллегами провели в школе профсоюзное собрание и подготовили официальное обращение, высказавшись против незаконного приказа и наметив некоторые шаги по защите школы. Мы будем опротестовывать заявку на реорганизацию, проверять ее законность, а также собираемся подать заявку на митинг в защиту школ для детей с особыми образовательными потребностями на 11 октября на Пушкинской площади.

Новые правила


Во всей истории школы «Интеллектуал» отражены сразу две важные проблемы с реформой образования, в нашем случае они слились в одну. Это, во-первых, проблема нормативно-подушевого финансирования школ и введения новой системы оплаты труда (НСОТ, пилотный проект по введению НСОТ стартовал в 2011-м и закончился 1 декабря 2013 года) и, во-вторых, объединение школ в большие комплексы.

При подушевом финансировании («деньги идут за учеником») школа на 289 детей, такая как наша, не выживет, как и все школы для детей с особыми образовательными потребностями. Новый закон вынуждает делать большие школы-комплексы, только тогда они становятся экономически выгодными.

Но ведь говорить об экономической выгоде по отношению к образованию нельзя! Образование – это не услуга, не товар, это социальное благо.

В Москве окончательное введение подушевого финансирования и НСОТ связано с пилотным проектом, в который школы вступали в течение 2011-2013 годов. Школы брали на себя серьезные обязательства по «оптимизации» и введению НСОТ, а за это получали повышенное финансирование. При этом широкой публике было объявлено, что теперь все московские школы наконец-то финансируются хорошо (около 107 000 на ученика). О том, что это финансирование дается только вошедшим в пилот, старались не упоминать.

Что делали в эти годы такие школы, как «Интеллектуал»? Работали по-прежнему и, как до реформы, получали повышенное финансирование. Ведь понятно, что если в школе больше учебный план или серьезное дополнительное образование, если, наконец, это школа полного дня или интернат, то и финансироваться она должна по другим нормативам. Но с 1 сентября такие школы неожиданно лишились субсидий. Так, бюджет школы «Интеллектуал» сократился в 4,5 раза: мы получили 63 000 рублей на ученика. Выяснилось это посреди финансового года, и мы сразу оказались в тяжелой ситуации.

И началось финансовое давление, смысл которого: как только вы объединитесь, сразу появятся деньги.

А ведь пилотный проект анонсировался как эксперимент. Теперь получается, что детей наказывают за то, что школа не участвовала в эксперименте.

Мы сейчас даже не просим повышенного финансирования, но не понимаем, почему город не может платить нам столько же, сколько всем остальным школам.

Почему мы против немедленного объединения?

Я не говорю, что сама по себе идея объединения всегда плоха. Но ему должна предшествовать серьезная работа, это должен быть постепенный процесс и, прежде всего, добровольное объединение. Так, когда объединялись школы под эгидой знаменитой 57-й школы, все прошло нормально, потому что директор 57-й школы знал обо всем заранее, продумал возможности школы, готовил к этому учителей, просчитывал все риски.

В нашем же случае, как и в случае других школ, например №1189, это даже не брак по расчету, а настоящее принуждение. С другой стороны, многие педагоги и родители считают, что  для таких школ, как наша, объединение нежелательно. Причем это касается всех школ для детей с особыми образовательными потребностями.

Мы считаем, что у нас особенный контингент, с нашими детьми необходимо работать в маленьких учебных группах (10-12 человек).

Кроме того, слияние коснется не только системы преподавания. Например, в нашей школе работает большая психологическая служба: потому что все дети разные, не всегда социально адаптированные, умеющие общаться. Я не уверен, что удастся сохранить такую психологическую службу при слиянии. То же самое может произойти и с библиотекой.

В больших школах, при слиянии даже двух хороших школ роста качества образования может не быть. В хорошей школе главное — атмосфера, индивидуальные отношения детей с педагогами и директором. В школе-комплексе этого, как правило, не получается. Исключения, разумеется, бывают — если школы объединяются по доброму согласию. И, как показала практика, в уже объединившихся школах тоже происходит сегрегация – появляются сильные А и Б классы, слабые В и Г, в них меньше дополнительных занятий.

И самые сильные ученики — обычно из сильных школ. Собственно, именно за их счет улучшаются показатели больших школ-комплексов.

Сама идея нынешней образовательной реформы — очень примитивно понятое равенство — к равенству не ведет, потому что для настоящего равенства необходим учет потребностей детей. Если объединить (как уже было сделано однажды три года назад) спортивную и коррекционную школы, то это будет не равенство, а нарушение права учеников на получение образования. 

Эксперименты с образованием

То, что пилотный проект 2011 года стал действующим в большинстве московских школ в 2014 году, меня не удивляет. Это судьба всех экспериментов, которые проводятся в области образования. Ведь ЕГЭ тоже был экспериментом, потом было объявлено, что эксперимент завершился удачно, хотя никаких сравнительных исследований не было предъявлено, их никто и не проводил.

Наш профсоюз «Учитель» еще в 2011 году выставил главное требование — заморозить любые эксперименты и начать их проводить и организовывать, как положено: чтобы были контрольные группы, проверки, независимые эксперты.

Может, со временем в Министерстве образования поймут, что это неудачный проект, и тогда через год или два начнут разделять школы. Как было в советское время с колхозами.

Но пока что большинство просто принимает навязанные условия, поэтому так мало информации о школах, у которых такие же проблемы, как у «Интеллектуала», или №1189, или у знаменитого Химического лицея. Школа №1189 ведет себя активно, они увидели письмо наших детей и тоже написали письмо, стали собирать подписи против объединения. Почему остальные молчат? Потому что боятся за школы. Так, в наш профсоюз звонили учителя из одной коррекционной школы, думали тоже написать письмо, но так ничего и не сделали. Все стараются сидеть тихо-мирно, все боятся сказать лишнее слово. Но не из-за страха потерять работу: люди боятся, что школу закроют, а детей отправят в обычные школы.

Надежды на будущее

Сейчас готовится приказ Министерства образования о поддержке школ для одаренных детей, на который мы возлагаем надежды. Но большой вопрос, когда он будет принят и какое финансирование получат подобные школы – федеральное или региональное. Если будет региональное, то это может и не решить наши проблемы, потому что именно Департамент образования г. Москвы будет решать, нужны ли ему подобные школы.

Московский закон об образовании еще не принят, не опубликован даже его проект. Мы надеемся на то, что депутаты новой Мосгордумы примут закон, в котором будут учтены потребности таких школ, как «Интеллектуал».

|
Источник: Forbes
к началу статьи авторские колонки версия для печати
добавить статью лидеры и функционеры архив

материалы по теме

Учителя московской школы «Интеллектуал» откликнулись на призыв учеников
Профсоюз московской школы «Интеллектуала» подписал коллективный договор
Авторские колонки
22.12
2014
5 декабря 2014 года вышел в свет Доклад МОТ о заработной плате в мире, публикуемый каждые два года. Наиболее важные выводы этого доклада в своем материале осветил старший экономист МОТ Патрик Белсер.
13.11
2014
11 ноября 1917 года произошло событие, изменившее жизнь миллионов российских трудящихся, и о котором сегодня вспоминают до обидного мало. В этот день Советом народных комиссаров был принят декрет о 8-часовом рабочем дне.
14.10
2014
Протестное движение проникло в самые неконфликтные и разобщенные категории «белых воротничков». В «боевые» профсоюзы вступают программисты и пиарщики. Подробнее об этом читайте в авторской статье Юлианы Петровой.
07.10
2014
Об этом молчат Росстат и федеральные телеканалы - страну захлестывает вал трудовых протестов: митингов, пикетов, забастовок. О противостоянии труда и капитала в России читайте в статье Юлианы Петровой «Стачка-менеджмент».
03.10
2014
После введения новой системы управления персоналом работникам «АВТОВАЗа» приходится сталкиваться с неприятными «новшествами». Например: рабочих отправляют в «командировку» в соседний цех или на другой станок.
02.10
2014
Образование – не товар, а социальное благо, считает член Совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. В своей статье он подробно описывает проблемы реформы образования на примере московской школы «Интеллектуал».
08.09
2014
Президент Конфедерации труда России Борис Кравченко: «В условиях текущей общественной и правовой ситуации «рабочие бунты» образца 1990-х остаются для нас слишком близкой реальностью».
02.09
2014
С начала августа администрация ООО «Фуяо Стекло-Рус» в Калуге принуждает работников подписывать новый трудовой договор. Но что это значит, «подписать новый трудовой договор»?
22.08
2014
Юристы МПРА Вячеслав Жилкин и Ульяна Солнцева: При появлении на вашем рабочем месте проблемы, требующей подачи заявления или жалобы, необходимо немедленно составить документ. Не нужно чураться «марания бумаги»!
06.08
2014
Настроенные по-конформистски «традиционные» профсоюзы постепенно сдают свои позиции в пользу новых. О достижениях, проблемах и перспективах независимого профдвижения в России читайте в статье Сергея Ежова.
07.05
2014
Международный валютный фонд и Всемирный банк «выразили обеспокоенность» ростом неравенства в мире. У Глобального союза IndustriALL есть свое видение решения этой проблемы.
наверх авторские колонки лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День специалиста юридической службы

подробнее

Архивы:

Cчетчики: