1 июня, Москва. Обещанное премьер-министром Владимиром Путиным 30% увеличение фонда заработной платы с 1 сентября мало что изменит в жизни учителей. Требуется увеличение в разы и сегодня – это выяснилось на круглом столе, который был организован в День защиты детей межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель» (МПРО) совместно с рядом исследовательских и общественных организаций.
«Какую зарплату надо платить учителю с высшим профессиональным образованием, которой только что пришел работать в школу?» - открыл дискуссию генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), доктор эк. наук Вячеслав Бобков. Труд учителя напряженный; с ненормированным рабочим днем; требует постоянного самообразования и поддержания квалификации; социально ответственен, ведь речь идет о воспитании будущего поколения страны. А, значит, в основу определения уровня оплаты труда учителя не может быть положен бюджет прожиточного минимума, который компенсирует затраты легкого, ненапряженного, простого труда.
Вячеслав Бобков рассказал участникам круглого стола об отраслевом социальном стандарте оплаты труда (ОССОТ), разработанном в его центре. Цифры взяты не с потолка. В основе - подробное изучение условия труда учителей в регионах, в том числе, в Воронеже. На 4 квартал 2010 года средний по стране минимальный размер потребительской корзины составил чуть более 25 000 рублей.
Днем ранее Владимир Путин на VI съезде Всероссийского педагогического собрания заявил, что средняя зарплата (как он выразился, «по больнице») учителя в России составляет 15 000 рублей. Но премьер-министр говорил о суммарном доходе, который получает опытный учитель со всеми переработками. А специалисты ВЦУЖ озвучили бюджет молодого учителя без опыта работы. Таким образом, в реальности базовый уровень оплаты труда сегодня в 3-7 раз меньше необходимого.
Не все измеряется только деньгами. За последние 20 лет значительно упал общественный статус учителя. Доктор социологических наук, член-корреспондент РАО Святослав Григорьев привел 2 наглядных показателя. Доля учителей в органах законодательной власти регионального и муниципального уровня уменьшилась в 3 раза. А в органах исполнительной власти – в 2 раза.
«Невозможно требовать уважения к учителю со стороны общества и власти, до тех пор, пока сами педагоги не начнут уважать свое человеческое и профессиональное достоинство и требовать соответствующего статуса и зарплаты» - уверен Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Осознание работниками образования чудовищной недооценки их труда – один из ключевых моментов, могущих изменить ситуацию – уверен профсоюзный лидер.
И такое осознание происходит. Профсоюз «Учитель», выясняя необходимый доход для семьи из 4 человек, опросил по специальной методики в марте – апреле 2011 педагогов из разных регионов России. Полученные результаты от 40 до 60 тысяч рублей на одного работающего приблизительно совпадают с цифрами ВЦУЖ. «Этот факт говорит о том, что в среде педагогов зарождается осознание своего достоинства и права на вхождение в средний класс, хотя бы в его нижней составляющей» - отметил А. Демидов.
Председатель общественного движения «Образование - для всех», депутат Госдумы Олег Смолин раскритиковал направление реформы образования. «Если у существующей образовательной политики есть философия — то это философия мертвого образования» - считает Олег Смолин.
Формальные показатели становятся душой образовательного процесса – душа при этом неизбежно исчезает. Вместо действительно назревшей реформы системы образования в последние годы происходит увеличение документооборота в десятки раз; повсеместное введение подушевого финансирования, которое во всем мире используется лишь как один из принципов; отказ школ от исполнения социальных функций.
К заявленной цели реформы – борьбы с коррупцией – это не имеет никакого отношения. Коррупция переместилась с нижнего уровня вузов и школ на уровень управления образованием. А потому необходим альтернативный законопроект, который и представил участникам круглого стола депутат Госдумы.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что прошло время столь любимых работниками образования сборов подписей и обращений к вышестоящим чиновникам. Для изменения сегодняшней ситуации необходимы большие публичные акции и объединение учителей в боевые профсоюзы.
Тем более, что в последнее время все больше позитивных примеров консолидации. Так, Всеволод Луховицкий напомнил собравшимся, как сообщество преподавателей литературы, объединившиеся вокруг приложения «Литература» газеты «1 сентября», смогли отбиться от настойчивых попыток министерства образования сделать выпускной экзамен по литературе обязательным.
Другой обнадеживающей тенденцией, по мнению Андрея Демидова, стал наметившийся союз педагогов и родителей. Все больше различные инициативы родителей выдвигают также и требования по повышению заработной платы педагогам. Например, участники сетевого движения «Российским детям - доступное дошкольное образование» (РДДДО) концентрируются не только на обеспечении необходимого количества мест в детских садах, но также требуют и повысить зарплату воспитателям детских садов. «В идеале это должно привести к тому, что параметры финансирования системы образования и зарплаты учителя будут зависеть не от прихоти министерства финансов, а формироваться на основе запросов местного (и не только) сообщества в качественном и общедоступном образовании» - заявил сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов. Автор: Решетин Сергей
|