АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Российские профсоюзные новости
18.08 | 15:41

Что рыба, что корова


Выход из топливного кризиса российские рыбаки видят в изменении действующей системы налоговых сборов. Но государство пойдет им навстречу только лишь на условиях решения проблемы модернизации флота.

Наступивший кризис в рыболовной отрасли стал главной темой обсуждений прошедшего на днях на Камчатке выездного заседания рыбохозяйственного комплекса России. Причина кризиса рост цен на топливо. Сегодня тонна дизеля, а именно его использует большинство судов рыбопромыслового флота, обходится вдвое дороже, чем год назад: за это время цены поднялись с 14 до 34 тыс. рублей.

Горючее составляет примерно 30-40% от стоимости готовой продукции, при этом отпускные цены на рыбу остались практически на прежнем уровне. По прогнозам Ассоциации добытчиков минтая, валовая выручка российской рыбной отрасли в 2008 году будет около 160-170 млрд рублей, из них 50 млрд уйдет на оплату топлива. Предварительные масштабы потерь, которые понесут рыбаки в текущем году из-за такой дороговизны, - 25-27 млрд рублей.

В этих условиях рыбакам становится невыгодно ловить дешевые виды рыб и заниматься переработкой, а отдельные компании и вовсе отказываются выходить в море. Так, в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в настоящее время работает 459 судов - на 50 меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Субсидии в обмен на модернизацию

Российские рыбаки не единственные, кого постигло подобное бедствие. Сегодняшний топливный кризис охватил многие страны, он третий за последние полвека - и каждый раз сопровождался значительным уроном для мирового рыболовства. Первый пришелся на 1973–1975 годы и был спровоцирован резким скачком цен на нефть, тогда общий вылов биоресурсов сократился на 10% - с 70 млн тонн до 63 млн. Второй захватил 80-е годы, когда вместо 85 млн тонн стали вылавливать на 5 млн тонн меньше. Сегодняшняя цифра мирового улова примерно 92 млн тонн. Оглядываясь на предыдущий опыт, можно с грустью констатировать, что если не предпринимать радикальных мер, то к 2010 году текущий топливный кризис обернется снижением мирового вылова биоресурсов до 88 млн тонн.

Реакция иностранных рыбаков на ситуацию различна. По Японии прокатилась волна массовых забастовок. Во Франции рыбаки начали громить супермаркеты, обращаясь к правительству с призывами немедленно урегулировать цены. Свое недовольство выразили рыболовы Бельгии, Испании, Португалии. На данный момент более двадцати стран начали субсидировать свои рыболовные отрасли, в частности, японские власти приняли решение о предоставлении национальному рыболовству финансовой помощи в размере 74 млрд иен.

Российские рыбаки поддерживают зарубежных коллег в более спокойной манере: сегодня пока только обсуждаются возможные пути выхода из кризиса. Однако, общее положение отрасли намного сложнее, чем в других странах. Слабое место отечественного рыболовства - низкий уровень технической оснащенности флота, что отражается на затратах топлива. Например, российские рыбопромысловые компании, решившиеся на вылов тонны трески, должны потратить при этом 400 кг дизельного топлива, в то время как в Норвегии в аналогичном случае расходуется 200 кг топлива. Понятно, что ни о какой равной конкуренции речи быть не может.

Несовременный флот - наследие советских времен, когда страна принимала недостаточно эффективные меры по регулированию отрасли. В СССР больше обращали внимание на дотирование топлива и рыбы, нежели на модернизацию судов. В социалистической экономике рыба считалась планово-убыточным продуктом, она поставлялась на народный стол, а рыбакам, в свою очередь, давали денежную компенсацию. При этом флот не старались перевооружать последними достижениями науки, не ставили на суда энергосберегающие двигатели. В результате наши суда работают на дизельном топливе, стоимость которого выше бензина Аи-95.

Предлагаемые сегодня пути выхода из кризиса, на которых ставит акцент руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, - введение мер, с помощью которых рыбаки смогут усовершенствовать флот. «Субсидирование и другие экономические гарантии должны предоставляться рыбопромышленникам только с условием последующей модернизации судов, - говорит он. - В противном случае, если предприятия, использовав поддержку, не обновят флот, деньги нужно будет вернуть обратно». Планируемая сумма на нужды рыбаков, которую сегодня обсуждают в правительстве, - 4,7 млрд рублей. Правда, величина этой льготы распространяется лишь на тех, кто реализуют рыбу на территории РФ.

Однако российским рыбакам сегодня не хватает денег даже на то, чтобы выжить. Нет средств на закупку горючего, на заработную плату, на подготовку судов к путине. И тут вряд ли уместно говорить о модернизации судов. До банкротства пока далеко, но уже первое полугодие многие компании закончили с убытками. Остается надежда на второе полугодие - вдруг оно окажется богатым по вылову.

Какую рыбу мы ловим?


Обсуждая тему государственной помощи, рыбаки говорят о необходимости дифференцированного подхода к отрасли и адресной поддержки. Обычно рыболовство разделяют на две составляющие: прибрежное и океаническое. Задача первого - выловить рыбу в радиусе 12-40 миль от берега, привезти на берег, сдать на заморозку. Подобная работа выполняется маломерным флотом, судами с маломощными двигателями, не обеспеченными холодильным оборудованием, конечная продукция реализуется на внутреннем рынке. Переоснащение таких судов не настолько затратно, как переоснащение океанического флота. Для океанического флота, который отходит на дальние расстояния от берега, обязательный атрибут - дорогостоящие автономные морозильные траулеры. Как правило, готовую продукцию эти предприятия отправляют на экспорт.

В каждой стране проблема урегулирования топливного кризиса в рыболовстве связана со специализацией отрасли, и вопрос помощи рыбакам решается конкретно в том секторе, который считается наиболее значимым. Так, в Китае прежде всего поддерживают рыборазведение, береговую переработку, как результат - они обнулили импортные тарифы на ввозимую рыбу. В Японии и европейских странах активно развивается прибрежное рыболовство. Здесь в первую очередь стараются сохранить образ жизни небольших прибрежных поселений и людей, работающих в этой сфере. Исландия, равно как и Россия, учитывая собственные особенности и возможности, в большей степени заинтересована в океаническом рыболовстве. Из общего российского вылова, который составляет 3,2 млн тонн, прибрежное рыболовство занимает лишь 400-500 тыс. тонн, остальная часть приходится на океанический вылов.

«Для прибрежного рыболовства дотации на топливо в том размере, который предлагается Федеральным агентством по рыболовству - 4,7 миллиарда рублей, - будут эффективной поддержкой. Но эти же меры не подойдут для океанического вылова, - отмечает президент некоммерческой организации Ассоциация добытчиков минтая Герман Зверев. - Океаническое рыболовство можно эффективно развивать, вводя дополнительные налоговые льготы, в частности, с помощью единого сельскохозяйственного налога - ЕСХН. Кроме того, ЕСХН поможет эффективно стимулировать те рыболовные компании, которые в ближайшее время рискнут выйти в Мировой океан, прежде всего в южную часть Тихого океана».

На сегодняшний день рыбаки платят все налоги, среди которых наиболее весомы для них налоги на имущество и на прибыль. Это не относится к градообразующим рыбопромышленным предприятиям, которые платят только ЕСХН - некий аналог единого налога на вмененный доход (ЕНВД), когда предприятие освобождается от уплаты других налогов и платит лишь 6% от выручки. По мнению г-на Зверева, целесообразно внести изменения в Налоговый кодекс и распространить эту статью на всю рыбную отрасль. По его оценкам, подобный шаг дополнительно даст рыбакам порядка 30 млрд рублей - вполне приемлемая величина, которая действительно поможет не только компенсировать затраты на топливо, но и приступить к обновлению флота. Глава ассоциации приводит в пример Преображенскую базу тралового флота в Приморском крае. На сегодня это единственное рыбохозяйственное градообразующее предприятие, которое имеет льготу в виде уплаты ЕСХН. В результате в прошлом году, как раз благодаря налоговым льготам, компания приобрела новое судно. Г-н Зверев уверен: то же может ожидать и другие крупные компании, имеющие дорогостоящие суда стоимостью от 30 млн долларов.

Предполагается, что 22 августа вопросы, обсуждаемые на выездном заседании, будут рассмотрены уже на правительственной комиссии. Впрочем, каким окажется окончательное решение, пока не понятно, ведь сегодня у государства дотации на компенсацию роста цен просят не только рыбаки - в очередь выстроились компании, работающие, к примеру, на мясном, молочном рынке, в легкой промышленности.

|
Источник: Эксперт Online
к началу новости российские новости версия для печати
добавить новость экономические новости архив

материалы по теме

Профсоюз рыбаков Приморского края требует компенсировать стоимость судового топлива
Российские профсоюзные новости
19.08 | 09:42 Санкт-Петербург: Все сотрудники Кронштадтского морского завода будут уволены по сокращению штата в связи с признанием их предприятия «недействительным».
18.08 | 18:00 В Орловской области рабочие сахарного завода объявили бессрочную забастовку. Причиной протестной акции явилась невыплата заработной платы с мая месяца 2008 года.
18.08 | 17:45 Открытое письмо членов вновь созданного свободного профсоюза «Профсвобода» на предприятии компании «Алроса» в городе Удачном Республики Саха.
18.08 | 17:16 В Министерстве финансов РФ считают, что повышение пенсионного возраста неизбежно. Предлагается довести пенсионный возраст женщин до 60 лет, а для мужчин - до 62,5 лет.
18.08 | 16:34 Суд восстановил на работе уволенного по состоянию здоровья сотрудника «Красноярскгорсвета».
18.08 | 15:41 Выход из топливного кризиса российские рыбаки видят в изменении действующей системы налоговых сборов. Но государство пойдет им навстречу только лишь на условиях...
18.08 | 14:54 Кемеровская область: Кузбасские следователи возбудили уголовное дело в связи с аварией на шахте номер 12 города Киселевск.
18.08 | 14:40 Санкт-Петербург: Благодаря инспектору МФТ владелец рефрижератора «Andalucia Star», компания «Star Reefers Poland», выплатил задолженность по заработной плате и репатриировал моряков.
18.08 | 13:28 На Североуральском бокситовом руднике реализуется проект «Безопасная шахта», цель которого - внедрение корпоративной культуры безопасного труда и принципов безопасной работы...
18.08 | 11:42 Россия: Как защитить наемных сотрудников от произвола работодателей, а работодателей - от штатных бездельников?
18.08 | 11:09 В Калининграде районный суд обязал пенсионный фонд назначить досрочную пенсию фельдшеру «скорой».
наверх российские новости лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: