АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Прямая речь
13.02

Алексей Этманов: Профсоюзы придут к политике. Рано или поздно

Лидер профсоюза работников "Форд-Всеволожск" Алексей Этманов

Совсем недавно закончилось открытое противостояние профсоюза работников завода "Форд-Всеволожск" с администрацией предприятия — со всеми забастовками, митингами и пикетами, блокированием входа, чтобы не пропустить штрейкбрехеров, прокурорскими угрозами и т. д. Какие дальнейшие планы у объединения рабочих "Форда" и какую роль должны играть боевые профсоюзы в обществе? Об этом рассказал лидер профсоюза работников "Форд-Всеволожск" Алексей Этманов.

Администрация завода "Форд-Всеволожск" лишь частично выполнила требования профсоюза. Почему же прекратилась забастовка?

А. Э.: Да, мы требовали повышения заработной платы на 30 процентов. Но мы изначально завысили свои требования. Поэтому повышение на 16–21% (в зависимости от разряда работника), которого удалось добиться благодаря забастовке, как раз то, чего мы на данный момент и хотели. Естественно, если бы мы изначально требовали именно такого повышения зарплаты, то получили бы меньше.

Хотя все, особенно начальники, смотрят больше на проценты, но в абсолютных величинах повышение заработной платы выглядит следующим образом: если раньше люди получали от 15 до 26 тысяч рублей максимум, то теперь у нас минимальная зарплата равняется 19 тысячам, а 26 тысяч — это теперь не максимальная, а средняя зарплата. То есть работник в среднем получает 24—25 тысяч рублей на руки.

Кстати, теперь на "Форде" во Всеволожске самая большая зарплата в России по отрасли. Если бы не наши забастовки, то этого бы не было.

А были ли со стороны администрации завода какие-нибудь репрессии в отношении активистов профсоюза?

А. Э.: Были. Двадцать человек получили выговоры за то, что голосовали за проведение забастовки. Но все эти выговоры мы будем опротестовывать. Если надо, то и через суд.

Администрация "Форда" в свое время пыталась создать на предприятии свой "карманный" профсоюз — Совет трудового коллектива. Какова его судьба, и нет ли новых попыток у работодателя создать профсоюз "сверху"?

А. Э.: Совет трудового коллектива был распущен самим же трудовым коллективом на первом же собрании. А насчет попыток создать новый "карманный" профсоюз — пусть создают. Ну запишется в него вся администрация завода. Ну и что…

С чем еще будете бороться в ближайшее время?

А. Э.: Сейчас собираемся работать по механизму повышения зарплаты и включению его в коллективный договор. Чтобы каждое очередное повышение не приходилось выбивать из администрации каленым железом.

Многие ваши недоброжелатели часто говорят, что забастовки, требования повысить зарплату приведут лишь к тому, что западные инвесторы просто прекратят строить заводы в России, а вы все станете опять безработными…

А. Э.: Все это ерунда. Наш завод уже закрывали раза четыре. Но, как видите, все работает, и наши требования все-таки выполняются… Никуда они — эти западные компании — не уйдут из России. Рынок автомобилей у нас вырастает в два раза за год. Конечно, стоимость рабочей силы — довольно существенный фактор при инвестировании, но не всегда определяющий. Не менее важны еще факторы рынка сбыта и цены на энергоносители. Так что никуда они не денутся. Даже еще больше построят…

Как вы относитесь к "официальным" профсоюзам: к Федерации независимых профсоюзов и, в частности, к Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области? По-вашему, они могут что-нибудь сделать для рабочих?

А. Э.: Изначально профсоюз работников завода "Форд-Всеволожск" являлся членской организацией регионального профсоюза машиностроителей, входящего в Федерацию профсоюзов города и области. Но потом наши пути разошлись, потому что профсоюз машиностроителей плохо работает, мало делает для защиты своих членов.

Нам не нравится также то, что по нормам ФНПР в профсоюз может вступить в том числе и генеральный директор предприятия. Но нам не нужны членские взносы генерального директора. Нам нужен нормальный активный профсоюз рабочих, а не работодателей.

Но я хочу сказать, что и в ФНПР есть боевые профсоюзы, достигшие реальных результатов. Если всю эту огромную машину заставить работать, то можно многого добиться.

Одно время мы сотрудничали и с "Соцпрофом" Храмова. В СМИ даже появлялась информация, что Храмов имеет к забастовке на "Форде" чуть ли не прямое отношение. Так вот — Храмов никогда не имел и не будет иметь никакого отношения ни к каким забастовкам.

Какие перспективы, на ваш взгляд, у сегодняшнего отечественного профсоюзного движения?

А. Э.: Создание профсоюзов будет нарастать. Уже сейчас идет просто волна появления новых профсоюзов. Сегодня в нашем профсоюзе около 1000 человек — это половина работников завода. В Таганроге директор завода прячется, чтобы не получать уведомления о создании профсоюза. Конечно, везде идет давление, со стороны работодателя применяются репрессии, активистов увольняют. Работодатель нигде не хочет жить по законам (в том числе российским) — но мы боремся.

На "Тойоте" под Питером менеджер, ушедший, кстати, туда с "Форда", сам ставит рабочих в такие условия, что, уверен, очень скоро и там появится профсоюз.

Сейчас мы активно способствуем появлению новых профсоюзов на других предприятиях нашей отрасли, развиваем Межрегиональный профсоюз работников машиностроения России, который, по нашим планам, будет объединять членские организации всех автомобилестроительных предприятий в стране. Мы рассчитываем, что к середине следующего года мы этого добьемся… Фордовский профсоюз в этом объединении наиболее опытный, без нас, наверное, объединение бы и не появилось. Но во всем мире автомобилестроительные профсоюзы — самые сильные. Конвейер сближает…

Уверен, что сила профсоюза не только в том, что у него есть на отдельном предприятии, но и в том, что у него есть вокруг. Поэтому мы и хотим объединиться с другими профсоюзами — как с российскими, так и с заграничными. В частности, мы тесно сотрудничаем с Международной ассоциацией металлистов. Теперь наши интересы могут быть представлены и за рубежом. Например, когда мы бастовали, наши американские друзья приходили разбираться в штаб-квартиру компании "Форд" в Детройте…

Кстати, раз уж мы заговорили про Америку. В начале ХХ века там был создан профсоюз "Индустриальные рабочие мира". В итоге эта организация попала в учебники по истории. Но не только благодаря активной защите прав рабочих, но и благодаря своей политизированности: симпатиям к анархистам и большевикам одновременно, поддержке Октябрьской революции. Как по-вашему, у нас в России в ближайшем будущем профсоюзы будут представлять  какую-либо активную политическую силу и какого она будет цвета?

А. Э.: Уверен, что к политике мы, профсоюзы, придем. Рано или поздно, но сама логика жизни заставит это сделать. Во всем мире профсоюзы так или иначе связаны с политическими партиями, где-то больше, где-то меньше, это естественно… Да мы и сейчас не изолированы от политики. Нам помогали КПРФ и лично Геннадий Зюганов. Они писали протесты против репрессий в отношении наших активистов, направляли депутатские запросы в прокуратуру. Я сам лично беспартийный, но на предстоящих президентских выборах буду голосовать за Геннадия Андреевича Зюганова, и этого не скрываю.

РКРП также оказала помощь. Причем не спрашивая ничего взамен. Мы входим в Комитет солидарных действий, куда входят многие левые организации.

А как тогда можно прокомментировать негативные высказывания лидера питерского горкома КПРФ, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Владимира Федорова по поводу последней забастовки на "Форде"?

А. Э.: Владимиру Федорову, на мой взгляд, нужно внимательнее прислушиваться к программным заявлениям КПРФ и к центральному руководству партии, лично к Зюганову.

Кстати, что касается политики, то были и со стороны "Единой России" попытки посотрудничать с нами. Понятно, что ничего хорошего из этого не вышло. Депутат Госдумы от "ЕдРа" Иванова специально приезжала к нам, когда мы бастовали. "Посветила" своими депутатскими и партийными корочками, сказала, что сейчас все уладит, заглянула в администрацию — ну, там ее и послали куда подальше… Видимо, таким образом партия власти пыталась урегулировать конфликт без излишней шумихи, чтобы оставить наш профсоюз на уровне одного предприятия. Но это у них не получилось не только потому, что администрация завода заботится о своих интересах, а не об интересах "Единой России", но и потому, что мы изначально планировали выходить на масштабный межрегиональный уровень.

А что вы как представитель рабочих думаете по поводу проблемы нелегальной миграции, гастарбайтеров? Ведь многие сейчас говорят, что приезжие из стран ближнего зарубежья в первую очередь ударяют по карману местных рабочих, сбивают цену рабочей силы, увеличивая ее конкуренцию. А если их выселить обратно на родину, то заработные платы станут намного выше.

А. Э.: Работорговля, гастарбайтероторговля — все это выгодно только работодателю. И здесь нам придется организовывать рабочих-мигрантов, так как, проломив голову гастарбайтеру, проблему не решишь. Надо их организовывать, чтобы они добивались получения нормальной заработной платы. Тогда вся заинтересованность в их массовом ввозе сразу же отпадет, и никто ни у кого не будет сбивать зарплату. А в такой ситуации, которая сложилась сейчас в стране, конечно, предпринимателю выгоднее нанять таджика, готового работать за 200 долларов, потому что у него на родине предлагают не более 100. (Поэтому и трудятся на наших стройках университетские профессора из стран ближнего зарубежья).

При этом работодатель заинтересован в том, чтобы поссорить всех работников, поделить их на таджиков, русских и украинцев, не дать организоваться, чтобы они боролись друг с другом, а не с ним.
В этом вопросе мы не националисты, мы за организацию рабочих.

В марксистской доктрине рабочему классу отводится главная роль в переустройстве современного общества. А нынешний российский рабочий класс готов выступить в этой роли — могильщика капитала? И должно ли быть причастно к такой идее профсоюзное движение?

А. Э.: Закономерности взаимоотношений между рабочим и работодателем при капитализме раскрыты именно Марксом. Да, это марксизм, и ничего плохого в этом я не вижу… И вполне естественно, что ближайшими союзниками из числа политических организаций для нас являются левые, коммунистические партии. А что касается революционности, большевизма нынешних российских рабочих, то здесь я могу привести в пример нашу профсоюзную организацию: у нас есть и те, кто голосовал за "Единую Россию", и сторонники КПРФ. Есть и те, кто настроен более радикально, так сказать, большевики. Сейчас расслоение в обществе слишком велико, и те структуры, которые стоят наверху, всех нас плющат, пытаются раздавить. Поэтому сегодня для нас главное быть вместе.

А как вы относитесь к политике закручивания гаек, ограничения политических свобод, проводимой Кремлем? Должны ли профсоюзы как-то участвовать в противостоянии этому? Например, поддерживать "Марши несогласных"?

Профсоюз "Форда" часто принимает участие в различных политических акциях, митингах. В том числе и по поводу политических свобод. Но в "Маршах несогласных" я принимал участие лично сам как частное лицо — еще в первых "Маршах", самых интересных, веселых, драйвовых. В этом движении есть кое-какие вещи, которые нам не импонируют… Как и в "Русских маршах", нам многое не близко — еще раз повторю, мы не националисты.

Но возможно, что в следующем "Марше несогласных" мы примем участие, пойдем отдельной колонной со своими лозунгами и требованиями.

Еще какие-нибудь акции планируете в ближайшее время?

А. Э.: Да, планируем — профсоюзный корпоратив, посвященный успешному окончанию забастовки.

Будут только те, кто бастовал?

А. Э.: Нет, не только те, кто бастовал. Будем приглашать всех членов профсоюза — надо же организовывать, сплачивать коллектив.

А почему именно 1 марта? Какая-то годовщина?

А. Э.: Просто потому что суббота... Автор: Этманов Алексей

|
Источник: ЗакС.ру
к началу статьи прямая речь версия для печати
добавить статью охрана труда архив

материалы по теме

Предложение администрации "Форда"
Рабочие Ford приняли предложение администрации
Рабочие "Форда" голосованием ответят на предложение руководства завода
Ford повысит зарплаты рабочим на 16-21%
Суд признал забастовку на заводе Ford незаконной (Ленинградская область)
Алексей Этманов: «Забастовка вообще вредна»
Письмо благодарности Председателя профкома «Форд» всем, кто поддерживал бастующих
Уволить нельзя помиловать
Репрессии на "Форд МК". Администрация "Форда" обманывает своих рабочих и российскую общественность
Профсоюзного лидера снимают с конвейера
Забастовка на «Форде». Как это было
«Форд»: 20 дней рабочей славы, 20 дней позора компании
Комментарий Председателя профкома завода «Форд» Алексея Этманова (видео)
На российском «Форде» подводят итоги забастовки
Рабочие завода Ford приостановили забастовку до февраля
Профсоюз "Форда" договорился с администрацией о регламенте дальнейших переговоров
Забастовка Ford кончается вместе с деньгами
Стачка на "Форде" прекращена на двадцать четвертый день
Пикет с макетом
Профсоюз ОАО «Акрон» материально поддержит бастующих работников завода «Форд»
Бастующие проведут очередной пикет у дилера «Форда» «Аларм Моторс – Озерки»
"Форд": ситуация на сегодня
Российский завод Ford посетил вице-президент по производству Ford of Europe
Рабочие взяли Ford штурмом
Особенности переговорного процесса
Переговоры с руководством "Форда" прошли безрезультатно
Рабочие Ford возобновили пикет и готовы встретиться с руководством
Запуск двух смен на заводе
Рабочие Ford не могут возобновить пикет у завода из-за запрета властей
Заявление Российского профсоюза работников судостроения
Пикеты в С.-Петербурге в поддержку рабочих "Форда"
Информационный листок от 7 декабря 2007 года
Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) заявляет о солидарности с бастующими рабочими «Форда»
Профсоюзы будут пикетировать салоны Ford в поддержку бастующих рабочих
Результат переговоров пятого декабря
Письмо рабочим Форда из Латинской Америки
Профсоюз: эксклюзивная модель
На заводе Ford не удается наладить работу второй смены конвейера
Переговоры на Форде
Сообщение профсоюзного комитета
Российский профсоюз докеров: "Мы солидарны с вашей борьбой!"
Истина в VINе
Забастовка на «Форде». Российские власти показали свою классовую сущность
Резолюция Центрального Комитета Международной Федерации Металлистов
Число бастующих рабочих завода Ford в Ленобласти может удвоиться
Бастующие раздобыли VIN-номера "фордов" забастовочной сборки
Профсоюз "Единство" АвтоВАЗ: поддерживаем бастующих фордовцев всей душой!
Московский вечер в поддержку забастовки на Форде
На организаторов пикета на заводе Ford завели административное дело
Рабочие завода Ford в Ленобласти прекратили пикет
Письмо из Международной Федерации Металистов
Информационный листок
К забастовщикам Ford присоединились активисты РКРП
Руководство российского филиала «Форда» призывает прекратить забастовку
Пикетчика завода Ford сбил милицейский автомобиль
Завод Ford возобновил производство
Забастовку российского Ford поддержали в США и Канаде
Переговоры. День первый
Начало переговоров
Заявление профсоюза
Забастовка продолжается!
КПРФ поддерживает бастующих рабочих "Форда". Заявление ЦК КПРФ
Профсоюз "Форд Всеволожск" намерен начать новую бессрочную забастовку 23 ноября
«Поддержим бастующих рабочих Форда!»
БКДП солидарен с бастующими рабочими «Форда»
Алексей Этманов: Информация о расколе в рядах бастующих фордовцев - ложь
На стачку, как на работу
Переговоры на Ford не начнутся в условиях забастовки
ПРОФСОЮЗ ЗАВОДА "ФОРД" ПОДАЕТ НА РУКОВОДСТВО В СУД
Работники петербургского Морпорта могут отказаться разгружать суда с импортируемыми "Фордами"
Руководство «Форда» игнорирует требования бастующих
Забастовка на заводе Ford в Ленинградской области
Чего может добиться рабочий профсоюз - успехи рабочих завода «Форд»
Ford не будет повышать зарплату рабочим
Другие статьи автора
10.01
2012
Алексей Этманов: "Сегодняшнее законодательство, ослабляющее права нормальных профсоюзов... должно стать первостепенной целью. Мы должны поднять на щит предложения по изменению этих законов и лоббировать это на улицах..."
20.04
2011
Обращение Председателя МПРА Алексея Этманова к членам профсоюза: "Долг каждого члена МПРА - выйти на демонстрацию 1 мая и поддержать наши требования к властям и бизнесу".
01.07
2008
Алексей Этманов: люди поняли, что только объединившись в профсоюз, они могут отстаивать свои интересы.
13.02
2008
Алексей Этманов рассказал какие дальнейшие планы у объединения рабочих "Форда" и какую роль должны играть боевые профсоюзы в обществе.
30.01
2008
Лидер профсоюза на заводе «Форд» во Всеволожске рассказал о том, что такое забастовка.
08.11
2007
Взгляд лидера профсоюза завода "Форд" на прошедшую забастовку.
26.04
2007
Завод Ford во Всеволожске – что думают сами рабочие. Рассказывает лидер рабочих завода Ford во Всеволожске Алексей Этманов.
наверх прямая речь лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День Военно-воздушных сил (ВВС)

подробнее

Архивы:

Cчетчики: